?> Немного о своем корабле К-27 | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
20.07.2009, рубрика "Записки подводника"

Хроника советской атомной подводной лодки К-27

30 октября 1963 года был подписан Государственный Акт по приему в состав ВМФ бывшего Советского Союза атомной подводной лодки К-27 (645 проекта).

clip_image002

Апл К-27 на испытании в Белом море.1963год

На тот час это была не только одна из первых атомных субмарин, но и единственный в мире подводный корабль, на котором были установлены ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. Вот их то и приходилось обслуживать и испытывать тем, кто в различные годы проходил службу на лодке. Подробно рассказывать о самой лодке, об экипаже, об успехах и трагедиях, которые происходили на уникальной субмарине я не буду. Об этом можно прочесть в интернете. Остановлюсь на некоторых датах и событиях, которые происходили на моем корабле.

АПЛ К-27 была заложена в Северодвинске 15 июня 1958 года, в состав ВМФ вошла в октябре 1963 года. До 24 мая 1968 года совершила два боевых похода в Южную Атлантику(1964г) и Средиземное море(1965г) и многократные выходы в Баренцево море по испытанию ядерных реакторов. Испытание новых ядерных реакторов на корабле, да и до этого на стенде в г. Обнинске(центр обучения подводников) проходил очень сложно.

Практически не было не одного года(со дня обучения подводников на стенде в 1959 году, до ее затопления в Карском море в сентябре 1981 г), чтобы не происходили те или иные аварийные ситуации на реакторах. И все это происходило с последующим облучением моряков.

Декабрь 1959 год, г. Обнинск. Экипаж АПЛ К-27, который там проходит обучение, принимает участие в ликвидации радиационной аварии на ядерной реакторе. Все подводники получили достаточное дозы радиации. Часть из них после лечения и обследования были списаны на берег или комиссованы, без выдачи документов, подтверждающих их участие в ликвидации последствий ядерной аварии и переоблучения.

Возможность получить мизерные льготы подводники, которые тогда в Обнинске не по своей воли стали ликвидаторами ядерной аварии на стенде реактора, смогли только в 2005 году(когда вышло в России Дополнение к перечню ядерных аварий. см. его на сайте)

1962 год. Северодвинск. На АПЛ К-27 происходит загрузка ядерного топлива. Часть подводников, особенно с БЧ-5 (электромеханическая) получают переоблучение. Госпиталь, обследование.. и продолжение службы.

1963 год. Идут заводские, ходовые испытания корабля. Снова в реакторном отсеке ядерная авария на реакторе. И снова переоблучение моряков.

1964-1965 гг. Атлантика. Средиземное море. Серйозная авария на левом борту ядерного реактора. Только сверхчеловеческими усилиями спецтрюмных, и других подводников была устранена авария. Моряки получают приличные дозы радиации. Следует отметить, что тогда аварии ликвидировали наши земляки, ныне здраствующие Николай Яковлевич Ганжа с Полтавской области, Григорий Ошарович Раина с Кировограда. Моряки, которым сегодня под 70лет, и которые ликвидировали аварии на корабле четырежды! за время службы(1962-1966) льготы, а вернее статус ликвидаторов ЧАЭС 1-й и 2-й категории удалось получить только спустя….. 42 года после демобилизации. 25 лет военные чиновники заставили их, да и не только их-молчать. Каждый подводник АПЛ К-27 при демобилизации давал росписку о не разглашении того, что им пришлось испытать во время исполнения воинских обязанностей. Такова плата того развалившегося государства своим сыновьям, которые его защищали ценою своего здоровья, иногда жизнью. Использовать, а потом после окончания службы.. засекретить.. и забыть!

1967г. г. Северодвинск. Повторная загрузка ядерного топлива. По вине ведущего инженера конструкторского бюро, происходит загрязнение радиактивными элементами всего корабля от первого до девятого отсека. До самого затопления его в Карском море, экипажу не удалось очистить АПЛ от грязи радиактивной.

Так и несли вахту в море и на берегу.

24 мая 1968 г. Баренцевое море. Ядерная авария, которая подвела черту всем авариям, которые происходили на атомной подводной лодке.

144 подводника, которые тогда находились на корабле получили дозы радиации от 250 р. в час до смертельной. Пятеро моряков умерают в госпитале от полученных доз. Среди них два наших украинца-Гриценко Виктор с Луганской области и Пономаренко Иван с Киевской области.

Такова печальная страница уникальной атомной советской подводной лодки К-27, на которой служили десятки моряков с Украины.

На сегодня из 144 человек, осталось в живых чуть больше трети. Многих нет и тех, кто прошел через ядерные инцинденты с 1959 по 1966 года.

Не исключаю, что прочитав мои записки, некоторые скажут. Ну и что? Это ведь новая техника. А при испытании ее, всякое бывает. Да и моряки-подводники герои! Они не жалели своих сил, жизней, здоровья при защите своего государства! Может и верно. Вот только стоит защищать государство, которое «железо» ценит больше, чем человеческую жизнь? Бог с ним с тем государством, которое мы защищали. Его уже нет.. Сегодня мы живем в демократической державе, которая называется Украина. Но намного ли отличается наша Власть от той Власти государства, которое 18 лет изчезло с карты мира? В частности отношением к своим гражданам, которые потеряли свое здоровье при ликвидации ядерной аварии на ЧАЭС, на других ядерных обьектах, стали инвалидами. Считаю что НЕТ! Украинская Власть впервую очередь заботиться о себе, обеспечивая свою старость высокой пенсией, льготами, особняками, автомобилями. А инвалидам ЧАЭС, Войны и другой категории граждан бросают крохи со своего барского стола!

Не хочу завершать свой рассказ о АПЛ К-27 на печальной ноте. В этой атомной субмарине, на которой прослужил я и мои товарищи с различных городов и сел Украины, есть и прекрасные, героические страницы.

За свой короткий век пребывания в составе Северного Флота(1963-1981) экипаж АПЛ К-27, за проявленное мужество и героизм при испытании новой техники, получил больше всего орденов и медалей среди всех атомоходов, построенных в бывшем Союзе(свыше 270) Среди них-десятки украинцев. В 1998 году свыше 30 человек подводников корабля, в связи с 30-летием ядерной аварии были награждены Орденом Мужества(только граждане России). Те подводники, которые тогда в далеком 1968 году вместе с ними прошли через аварию, участвовали в ликвидации последствий этой аварии, и на сегодня проживают на Украине…к наградам не представлялись, ибо они оказались гражданами иностранного государства! АПЛ К-27 в 1964 году установила мировой рекорд подводного плавания.. 53 суток без всплытия на поверхность.

В 1965 году АПЛ К-27 первая из всех построенных НАТО время атомоходов СССР скрытно прошла от своей базы до Средиземного моря всплыла там, чем вызвала растерянность среди 6- го Флота США.

clip_image004

Апл совершает свой последний поход в Карское море.сентябрь 1981.

clip_image006

Затопление К-27 10.09.1981 год. Ост. Степовой, Карское море.

Такова история корабля, на котором пришлось мне и десяткам украинцам служить в 60- е годы прошлого столетия.

Вячеслав Мазуренко.
Член экипажа АПЛ К-27.

Запись была опубликована: (ом) Понедельник, 20 июля 2009 г. в 7:36
и размещена в разделе Записки подводника.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

На сообщение "Немного о своем корабле К-27" Один комментарий

  1. Вячеслав Мазуренко сказал(а):

    Об атомной подводной лодке,сегодня можно узнать многое ,зайдя в интернет.И все таки,хочу остановиться на нескольких моментах из жизни этой уникальном подводной корабле,о ее экипаже.
    Да без преувеличения можно сказать,что апл К-27 была не только одна из первых советских атомоходов в СССР,но и единственная вто время в мире,по уникальности ядерных реакторов.Экипажу атомохода пришлось испытывать реактор с жидкометалическим теплоносителем,аналогов,которых тогда не было в мире.
    К-27-единственная лодка из 269 -ти построенных в СССР и России,которая сегодня является Лауреатом “Золотой Книги Санкт-Петербурга”,куда она занесена,за выдающийся вклад в науку.
    К-27-единственная подводная субмарина,которая в 1964 году установила мировой рекорд подводного плавания-52 суток!
    К-27-была Первая атомная подводная лодка,которая впервые в 1965 году из всех советских апл,совершила поход в Средиземное море.Поход длился 60 суток.
    К-27,единственная подводная лодка,экипаж,которой имеет больше всех боевых наград среди всех атомных лодок на сегодня.
    Двое Героев Союза,шесть орденов Ленина,10 орденов Красного Знамени,37 орденов Красной Звезды,свыше 96 медалей Ушакова,За Отвагу и Боевые Заслуги. И это все за два боевых похода,которые экипах совершил в 1964,1965 годах.
    К-27 принадлежит и ряд печальных рекордов.
    На этом корабле,произошло больше всего инциндентов с ядерным реактором. 1959(дважды) на стенде в Обнинске,эпипаж переоблучился,многих потом списали и уволили в запас.
    1962,1963(при испытании),1964(в море) 1965(в море) 1967 (в море) 1968 (в море)
    24 мая 1968 года ядерная авария на лодке практически забрала жизнь всех спецтрюмных.144 человека облучились.На сегодня в живых осталось ,чуть больше половины.На Украине из 35 чел,участвовавших в ликвидации ядерной аварии в 1968 году в живых-22 чел,все они инвалиды.
    Автор строк более 10 лет добивается от Властей Украины ..одного..увековечить память моряков-подводников апл К-27,которые проявили мужество и героизм при ядерной аварии.Результата нет! Ряд моих сослуживцев,проживающих в России,обратилась с Открытым Письмом к Президенту Путину, с просьбой устранить несправедливость по отношению к моряков из К-27 и отметить их мужество.К сожалению на сегодня НИ ОДНА газета России,не напечатала этого письма.
    2008 год особый для оставшихся в живых моряков апл К-27. Это 50 лет как ее заложили на заводе,45 лет как она вошла в состав ВМФ СССР и 40 лет как произошла ядерная авария.Может Власти России и Украины вспомнят о тех моряках из апл К-27,которые ценой своей жизни и здоровья,спасли многих ныне живущих.
    Вячеслав Мазуренко.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта