?> О фильме Ольги Самолевской «Перша леді зони відчуження» | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
21.01.2010, рубрика "Кіно"

Кино должно поднимать человека  к Богу!

P1117208

О фильме Ольги Самолевской «Перша леді зони відчуження» (студия «Укртелефильм»)

Ольга Самолевская, режиссер и поэт, 11 января 2010 г. показывала  в киевском Доме ученых свой фильм - о Чернобыле. Вернее, о зоне отчуждения, как там живут люди сейчас. Фильм просто потрясающий.  Документальный и жгуче социальный, он поднимает такие глобальные проблемы, что выходит на уровень  философской притчи.

P1117210P1117212P1117213P1117215

Равнодушные  чиновники  забыли, что в оставленных селах живут люди.  Пусть немного (сейчас там только 129 человек, а после аварии  в родные свои дома вернулось 1200 человек). В некоторых селах живут по два человека, а то и по одному. Даже автобус отменили, и не могут они на базар поехать. А все уже старенькие.

Но какие люди! Главная героиня - однофамилица президента  - Ольга Ющенко. Они даже не родственники, просто фамилия такая. Вначале фильма режиссер обыгрывает тему первой леди государства, которая, кстати, приезжала туда с "обицянками-цяцянками", да так ничего и не сделала, чего и следовало ожидать. Катерина Ющенко в костюмах "от Роксоланы", и модели нарядные перед камерой проходят. И параллельно, тут же - бедные-бедные бабушки, потерявшие своих детей и мужей-ликвидаторов. Показывают фотографии, плачут.   А глаза! Какой свет из них льется! Иконы, рушники кругом, сами вышивали.

Главная героиня - простая-простая женщина, но душа певучая! Она рассказывает об отце, который смотрит на нее с неба и все знает, что с ними здесь происходит, о покойной маме, которая ругает ее за то, что она не постирала рушники к Троице. Потому что на Троицу все покойные родственники приходят в свои дома. Весь мир - здесь и сейчас. Живые, мертвые - все рядом.

А стол один - и прадеду и внуку,

грядущее свершается сейчас,

и если я приподнимаю руку,

все пять лучей останутся у вас…

(Арсений Тарковский).

Человек  - не только социальное существо. И душа, и дух.

Любое испытание может человека уничтожить, а может и поднять. В фильме - как в библейской истории об  Иове – рассказывается о том, как отнято все, все, чем человек жил и радовался. Но смотришь - и видишь, как на глазах у тебя человек побеждает в себе страх и одиночество, как молится душа Богу, как поет.

Русский писатель Иван Ильин говорил, что самая большая ценность под небом - это поющее сердце. Вот и у Ольги Ющенко сердце поет. О конце времен и о начале времен, такие затяжные народные "псальмы".  (Действительно, в картине талантливого художника  можно через простенький сюжет увидеть всю историю человечества). Молится о всех православных, живых и мертвых. И не напоказ, а от всего сердца, слезами и сияющими глазами.

Даже есть целая часть под названием «Всетерплячі очі». Ольга Самолевская  своим зорким неравнодушным оком отыскивает эти «всетерплячі очі»  и в окнах домов, и в щитах, прибитых на заборе, и чертовом колесе, застывшем над покинутым городом. Мы все пронзительно видимы в этом мире.

Это фильм о единстве мира. Вот героиня прядет, вертится веретено, а вот снова чертово колесо, такое же, а вот уже и спираль - взгляд в космос, раскручивающиеся галактики. Все связано, все перетекает одно в другое, - «волна вослед волне». «А на волне звезда, и человек и птица... (Арсений Тарковский).

Это фильм о человеке побеждающем. О  высшем начале, способном преобразить и душу, и мир вокруг. О современном  Иове, поднимающемся с пепелища - в буквальном смысле этого слова.

Хочу, чтоб высшее начало

во мне всё чаще побеждало,

чтобы расти ему в ответ.

(Рильке)

Ольга Самолевская – удивительный режиссер. Создавая документальное кино, она отбирает факты, по внутреннему содержанию и по «качеству» настолько метафизические, мифологические, что буквально на глазах у зрителя оно рождается как художественное, поэтическое явление. Мало того, библейское - по глубине, и  христианское  - по духу. «К благодати» призывает не только название  последней части фильма, а сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица, чьи лики смотрят на нас со стен пустых домов, и как будто растворены,как будто оставлены  досматривать те сюжеты, которые прервала чернобыльская катастрофа. Они остались здесь, и утешают тех, кто еще жив, и тех – маленьких и взрослых, кто уже лежит под крестами. Небесные покровители  смотрят и на нас. Душа принимает это сразу, на одном дыхании.

Все рядом.

Сердце плачет от боли за этих людей, но все равно радуется. Потому что сила духа у них такая, что непонятно, кто кому еще должен сострадать. Скорее всего, они нам.  Потому что эти люди живут бытийно - в целостном, неразложимом бытии. Они не жалуются - они поют.

Они живут в центре трагедии, трагедии земли украинской, трагедии целой земли. И из этого центра вырастает семя героизма, древо неподдельного мужества. Эсхатологический сюжет. Земля разрушена, но человека невозможно уничтожить. Человек –   вселенная.

Красота  бессмертна. Какие красивые люди! Старенькие, еле бредущие по заснеженным дорожкам,  а в глазах - космос. Любовь, благородство, добродушие, юмор, чистота.

В последний месяц осени,

На склоне

Горчайшей жизни

я вошел

В безлиственный и безымянный лес.

Он был по край омыт

Молочно-белым

Стеклом тумана.

По седым ветвям

Стекали слезы чистые,

Какими

Одни деревья плачут накануне

Всеобесцвечивающей зимы.

И тут случилось чудо:

На закате

Забрезжила из тучи синева,

И яркий луч пробился, как в июне,

Из дней грядущих  в прошлое мое,

И плакали деревья накануне

Благих трудов и праздничных щедрот

Счастливых бурь, клубящихся в лазури ,

И повели синицы хоровод,

Как будто ноты по клавиатуре

Шли от земли до самых верхних нот.

Стихи Арсения Тарковского абсолютно органично ложатся на ткань фильма. Ольга Самолевская напрямую не говорит о поэте, но цитаты словно сами «выскакивают» одна за другой.

Во всем строе фильма чувствуется и присутствие Андрея Тарковского. Живое, не придуманное. (Буквально за пару дней до  «Першої леді… » я пересмотрела его фильм «Сталкер»). И вот она снова - зона. Где реальность? Где пророчество? Грань между поэтическим и документальным словом едва уловима. Фильм Ольги Самолевской воспринимается как печальное продолжение истории, рассказанной гениальным режиссером.

Ольга подхватывает его мысль о том, что кино должно поднимать человека  к Богу.

И у нее это блестяще получается.

Маргарита ЧЕРНЕНКО,

кандидат филологических наук;

Фото Анатолия КОЛЯДИНА

Запись была опубликована: glavred(ом) Четверг, 21 января 2010 г. в 15:08
и размещена в разделе Кіно.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта