?> ПРАВОСЛАВИЕ И ЧЕРНОБЫЛЬ | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.

Православная церковь и ее роль в духовно-нравственном воспитании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Чернобыльская авария, безусловно, является одной из крупнейших техногенных аварий последнего времени. О ней написано немало книг, статьей, ежегодно делаются передачи на радио и телевидении. Последствия этой катастрофы многим странам и, прежде всего, Беларуси предстоит преодолевать сотни лет.

20 лет Беларусь несет тяжелую ношу медицинских, социально-психологических, экономических проблем, связанных с чернобыльской трагедией. Радиоактивному загрязнению подверглось 23% территории республики, этот показатель намного больше, чем в Украине и европейской части России. На загрязненных территориях проживает пятая часть населения Беларуси, находится значительная часть лесного фонда и сельхозугодий.

Начиная с 1989 года, Беларусь приступила к реализации государственных программ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы и за этот период реализованы многие из них.

Церковь не стоит в стороне от народных бед, поскольку они касаются самым прямым образом ее паствы. Если мы заглянем в корень чернобыльской трагедии, то увидим, что в основе ее лежит антропогенная проблематика. Человек начал забывать свое истинное предназначение в мире и удаляться от Источника всех благ. Именно отсюда все проблемы. Техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые с каждым шагом развития человеческой цивилизации приобретают все более угрожающие, глобальные масштабы, на самом деле являются непосредственным отображением тех процессов, которые протекают в самом человеке, в его душе. Начинать преображение окружающей среды, природы человеку необходимо со своего внутреннего духовного мира. И потому без глубокого духовного осмысления роли человека во вселенной вопросы социального, нравственного, экологического и других проблем останутся нерешенными.

Чернобыль — это незаживающая рана на теле нашего народа. Православная Церковь с особым чувством ответственности окормляет людей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Церковь призвана осуществлять заповедь милосердия, любви и сострадания к ближним, поэтому она всецело со своим народом, с его бедами и скорбями. Как говорил премудрый Экклесиаст: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого — в доме веселия».

Безусловно, в районах с большим радиоактивным загрязнением пастырское служение является актом особой христианской любви к пасомым. Учитывая тот факт, что пастырь разделяет трудности жизни и скорби со своей паствой, живет ее чаяниями, заботами, проблемами, нужно отметить, что такое служение сопровождается немалой психологической нагрузкой, особой моральной ответственностью, определенными проблемами экономического и бытового характера. Но народ Божий нужно духовно окормлять повсюду, независимо от складывающейся жизненной ситуации. В этом, собственно, и состоит миссия Церкви.

Современное служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции. Оно охватывает собой все сферы жизни человека, т.е. всего человека. По учению Православной Церкви каждый из нас - это не только тело, но и тело-душа-дух. И потому главной задачей пастыря является помощь в гармоничном развитии всех этих трех составляющих человеческого существа. Следовательно, духовно-нравственное воспитание человека на протяжении всей истории Церкви остается одним и тем же.

Так на уровне духовном мы воспитываемся благой проповедью Христа, Его Царства, Его Воскресения, жизнью в Нем и ради Него.

На уровне душевном пастырь призван оказать помощь в организации и обретении контроля над своими чувствами и эмоциями, обучением получать полноту радости от священного дара жизни, согласования своей эмоциональной, душевной и эстетической жизни со своими ценностями, со своими представлениями о смысле жизни и осознанием собственного предназначения. А так же помочь человеку стать индивидуальностью и воспитать свою волю, стремясь к тому, чтобы реализовать себя в этой жизни как Личность.

На уровне телесном пастырь должен помочь в конкретном случае и определенной нужде. Если придут к нам, примем их под свой кров, накормим ужином, найдем для них добрые, сердечные слова. Святой Апостол Иаков обращается к нам со словами: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак.2:10-17).

Таким образом, служение Церкви направлено на три сферы нашего бытия -духовное, психологическое и социальное. Говорить о духовном воспитании - задача богословского семинара или конференции. Для нас актуальнее психологический и социальный вопрос.

По мнению многих ученых главной проблемой нашего общества являются неадекватные представления населения о последствии Чернобыльской аварии. Общественное мнение в подавляющем большинстве случаев находится под влиянием развитой Чернобыльской мифологии, имеющей малое отношение к реальным последствиям аварии. Это мнение объективно вредит жителям зон, считающихся загрязненными, формируя из них своеобразных «изгоев», «обреченных» и «людей без будущего».

Сегодня можно совершенно определенно отметить, что косвенный ущерб от аварии, связанный с социально-психологическими и социально-экономическими последствиями, значительно выше прямого ущерба от действия радиации.

По мнению исследователей роль радиационного воздействия в ущербе, нанесенном обществу чернобыльской аварией, значительно ниже, чем роль прочих составляющих. На основании двадцатилетнего опыта работ по преодолению последствий аварии, ученые делают выводы, что основной урон был нанесен не собственно радиацией, а такими факторами, как хронический психологический стресс, нарушение привычного уклада жизни и ограничения в хозяйственной деятельности.

Большая часть населения загрязненных регионов отрицательно оценивает свое собственное здоровье, они убеждены в том, что долго не проживут. Кроме этого, они отличаются отсутствием жизненной инициативы, и свое благополучие оценивают в зависимости от помощи, получаемой от государства. Такое представление порождает страх смерти, страх неизлечимо заболеть (напр. одной из форм рака).

К сожалению, приходится наблюдать, что дети перенимают родительские опасения в преувеличенном и даже болезненном виде. Хуже всего, если эта тема в семье является предметом умолчаний и намеков, а взрослые стараются не говорить об этом при детях. В любом случае страх передается от родителя к ребенку, однако последнему становится гораздо сложнее, так как ребенок не в полной мере осознает, чего именно он боится. Таким образом, представления современных детей о чернобыльской аварии формируются за счет наслоений из фильмов катастроф и документальных фильмов о последствиях атомных взрывов, извержений вулканов и пр.

Названные проблемы ведут к самому страшному - бессмысленность, обреченность и всевозможные страхи подталкивают человека к самоубийству. Именно с последствиями этой проблемы священнослужитель сталкивается практически каждый день в частной беседе с людьми, на исповеди или в беседе в учебном заведении.

Если священник, желает служить таким людям, ему необходимо стать частью их самих. Эти люди нуждается в тех, кто поможет им адаптироваться в их реальной жизни, почувствовать себя полноценными и востребованными. Господь наш Иисус Христос давал людям именно это, помогая обрести веру в Бога и в себя, обрести осознание важности и значимости своего земного предназначения, веры в способность каждого стать человеком великой судьбы. Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении, преодолевая любые трудности.

Через двадцать лет после аварии мы призваны к тому, чтобы не сожалеть бесконечно о прошлом или слезно вглядываться в будущее, а предоставлять людям точную информацию не только о том, как безопасно жить в районах с радиоактивным загрязнением низкого уровня, но также и о ведении здорового, продуктивного образа жизни и создании новых средств к существованию, что вполне возможно в существующих условиях.

Бытует совершенно безграмотное с точки зрения психологии мнение, что о неприятной   теме,   трагическом   событии   или   травмирующей   ситуации   лучше «забыть, не вспоминать, начать жить с чистого листа и пр.». К сожалению, именно такой подход способствует тому, что в человеческой душе оседают «непереваренные», а то и вовсе загнанные в подсознание страхи и отрицательные эмоции. Мы рискуем передать все это следующим поколениям не просто в «готовом», но в усугубленном, искаженном, изуродованном и гипертрофированном виде.

Плоды всего этого мы пожинаем уже сейчас. К сожалению, у большинства людей на сегодняшний день занижено чувство собственной ценности. Отсюда и разрушительное поведение: алкоголизм, наркотики, аморальный образ жизни, бытовые преступления. Если в глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним и для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он стремится создать вокруг себя искусственное, хотя бы временное состояние, в котором он будет чувствовать себя удовлетворительно. Но это всего лишь самообман.

Слово «чернобылец» стало в наше время нарицательным, оно ассоциируется у большинства сограждан с человеческой трагедией. Более того, это слово стало своеобразным ярлыком, который формирует соответствующую «психологию чернобыльца». Потому настоящей задачей пастыря является разрушение такой психологии. Ведь где бы человек не находился, в каких бы не оказался условиях он должен и может вырасти в меру своего человеческого достоинства.

На сегодняшний день главной задачей Православной Церкви в служении людям, находящимся на загрязненной радиацией территории является пастырское служение, которое должно охватить все стороны жизни человека. И такое служение не может вестись от случая к случаю, а требует величайшей ответственности, последовательности и христианского подвига самопожертвования. И здесь вспоминаются слова апостола Павла: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12,1).

Опубликовано «ПЧ» № 21-22 (69-70) ноябрь 2007

Запись была опубликована: glavred(ом) Понедельник, 26 ноября 2007 г. в 3:42
и размещена в разделе Духовність, Чорнобиль і світ.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта