?> Пресс-релиз Европейского Суда по правам человека | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
04.04.2010, рубрика "Наше право, Судові справи"

Пресс-релиз Европейского Суда по правам человека - 246(2010)

Выводы состоявшегося в Страсбурге круглого стола об эффективных средствах правовой защиты в случае неисполнения актов национальных судов

Страсбург, 23.03.2010 – Государства должны обеспечивать принятие соответствующего законодательства и наличие необходимых ресурсов для своевременного исполнения актов национальных судов, включая вынесенные против государства и его образований. Они также должны заранее определять необходимость создания национальных средств правовой защиты в случае неисполнения или медленного исполнения таких актов, как того требует Европейская Конвенция по правам человека.

К таким выводам пришли участники состоявшегося в Страсбурге 15-16 марта 2010 года круглого стола «Эффективные средства правовой защиты в случае неисполнения или длительного неисполнения актов национальных судов». Круглый стол был организован Департаментом по исполнению решений Европейского Суда по правам человека в рамках проекта, финансируемого Траст-Фондом по правам человека.

Участники подчеркнули, что в случае если проблема неисполнения или длительного исполнения является системной, создание национальных средств правовой защиты, каким бы важным это не было, не может являться долговременным решением. Такие ситуации требуют разработки на национальном уровне комплексной стратегии реформирования с участием всех заинтересованных ведомств и лиц, ответственных за принятие решений, в соответствии с Рекомендацией Комитета Министров (2008)2 государствам-членам относительно эффективной способности быстро исполнять постановления Европейского Суда по правам человека на национальном уровне.

Участники также признали важность развития соответствующего взаимодействия между национальным и европейским уровнях на самых ранних стадиях разработки такой комплексной стратегии реформирования в ответ на нарушения Конвенции.

Данный круглый стол стал третьим по счету круглым столом, посвященным проблеме неисполнения или длительного неисполнения актов национальных судов, которая является на сегодняшний день одной из самых важных системных проблем в рамках Европейской Конвенции по правам человека, приводящей к постоянному наплыву жалоб в Страсбург.

Круглый стол объединил высоких представителей из Албании, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Греции, Молдовы, Польши, Румынии, Российской Федерации, Сербии и Украины, а также соответствующих инстанций Совета Европы, включая судей Европейского Суда и Европейскую Комиссию по эффективности правосудия. Особое внимание было уделено принятой 24 февраля 2010 года Рекомендации Комитета Министров (2010)3 о средствах правовой защиты в случае чрезмерной длительности судебных процедур, в том числе исполнительной процедуры.

Дирекция коммуникации Совета Европы

Teл.: +33 (0)3 88 41 25 60

Факс:+33 (0)3 88 41 39 11

pressunit@coe.int

www.coe.int

Точная ссылка: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?Ref=PR246(2010)&Language=lanRussian&Ver=original&Site=COE&BackColorInternet=F5CA75&BackColorIntranet=F5CA75&BackColorLogged=A9BACE

 

Страсбург, 16 марта 2010

Эффективные средства правовой защиты в случае неисполнения или длительного исполнения актов национальных судов

Круглый стол

Совет Европы

Страсбург, Агора

15-16 марта 2010 года

ВЫВОДЫ

Принимая во внимание постоянно растущее количество постановлений Европейского Суда по Правам Человека, выявляющих системные проблемы, связанные с неисполнением или длительным исполнением решений, вынесенных национальными судами, в которых ответчиком выступают как субъекты публичного права, в том числе само государство, так и частные лица;

Напоминая, что эффективное исполнение судебных решений является неотъемлемым элементом принципа верховенства права, соблюдение которого государства обязались гарантировать, в том числе через пункт 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека и право на справедливое судебное разбирательство;

Напоминая, что Европейская Конвенция по правам человека обязывает государства принять ex officio все необходимые меры с целью обеспечения быстрого исполнения внутренних судебных решений национальными властями и для того, чтобы сложность исполнения или отсутствие бюджетных или иных средств не могли оправдать неисполнение или длительное исполнение;

Напоминая в этой связи выводы двух предыдущих круглых столов, посвященных теме неисполнения судебных решений, которые в частности рассматривали вопросы, связанные с организацией государственных бюджетных процедур и исполнительных служб1;

Напоминая в данном контексте закрепленное в статье 13 Конвенции требование о предоставлении эффективных средств правовой защиты, которое является прямым воплощением провозглашенного в статье 1 Конвенции принципа субсидиарности, согласно которому защита прав человека является в первую очередь обязательством национальной правовой системы;

Напоминая, что статья 13 обязывает государства обеспечить наличие средства правовой защиты, способного урегулировать по существу «спорную жалобу» в рамках Конвенции и предоставить надлежащую защиту в форме компенсации, ускорения процедур и/или в другой форме;

Принимая во внимание Рекомендации Комитета Министров Rec(2004)6 об улучшении внутренних средств правовой защиты и Rec(2010)3 об эффективных средствах правовой защиты в случае чрезмерной длительности процедур, а также Руководство по надлежащей практике, доклады и рекомендации Европейской Комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ)2;

Напоминая, что установление Европейским Судом по Правам Человека нарушений Конвенции налагает на компетентные власти юридическое обязательство по безотложному принятию мер общего характера, направленных на предотвращение подобных нарушений, и что необходимость в таких мерах, в том числе предоставление внутренних средств правовой защиты, особенно срочная в случае повторяющихся нарушений, выявляющих структурные проблемы;

Подчеркивая устоявшуюся позицию Комитета Министров о том, что введение внутренних средств правовой защиты, каким бы важным оно ни было, не освобождает государства от обязательства разрешить структурные проблемы, лежащие в основе нарушений;

Отмечая в частности риск того, что структурные проблемы могут спровоцировать большое число жалоб в ожидании принятия адекватных мер защиты, и связанный с этим риск перегрузки национальных инстанций или органов, созданных Европейской Конвенцией;

Оценив обмен опытом между государствами по проблемам, с которыми они столкнулись, и конкретным мерам, принятым или предусмотренным с целью введения эффективных средств правовой защиты в ситуациях неисполнения или длительного исполнения решений национальных судов, в частности в ответ на постановления Европейского Суда;

Отметив особый опыт, накопленный в рамках пилотной процедуры и в отношении обязательств, наложенных пилотными постановлениями в отношении эффективных мер защиты, и в особенности, в отношении сроков, установленных для их введения и разрешения индивидуальных дел;

Отметив разнообразные дополнительные меры, принятые в разных странах с целью исправления последствий неисполнения или медленного исполнения решений национальных судов, в том числе введение адекватной пени или системы индексации, введение специальной компетенции для судов или специальных судебных органов по наложению денежных взысканий, возможность конфискации государственной собственности и усиление прокурорского или подобного контроля за исполнением органами государственной власти судебных решений;

Отмечая важные реформы, проводящиеся в ряде стран с целью повышения эффективности службы приставов, и продолжающуюся работу CEPEJ ;

Участники Круглого Стола:

Подчеркнули необходимость для каждого Государства иметь в распоряжении правовые инструменты и ресурсы, адекватные и достаточные для обеспечения исполнения национальных судебных решений, включая решения, вынесенные в отношении государства и его органов;

Призвали государства обеспечить, в соответствии с принципом субсидиарности, наличие механизмов для предупреждения возможной необходимости в введении внутренних средств правовой защиты;

Подчеркнули важность включения государствами в план действий, разрабатываемый в ответ на постановление Европейского Суда, вопроса о средствах правовой защиты, в особенности в ситуации, когда постановления выявляют структурные проблемы;

Особо отметили что в ситуациях, когда в основе установленных нарушений лежат структурные проблемы, введение средства защиты, будучи важным, не может само по себе являться долгосрочным решением;

Подчеркнули необходимость, в случае серьезных структурных проблем, обеспечить принятие масштабных целостных национальных стратегий, включающих в себя вопрос о средствах правовой защиты, вовлекающих всех субъектов и всех ответственных лиц, в свете рекомендации Комитета Министров CM/Rec (2008)2 об эффективной внутригосударственной возможности для быстрого исполнения постановлений Европейского Суда;

Признали важность и необходимость скорейшего развития, как в рамках надзора Комитетом Министром за исполнением постановлений Суда, так и в рамках пилотной процедуры, взаимодействия между государственным и европейским уровнями по вопросам таких всеобъемлющих национальных стратегий;

Согласились продолжать размышления, в том числе в отношении таких вопросов как реформа службы судебных приставов, с целью ускорить и повысить эффективность реформ в соответствующих странах, и вернуться к рассмотрению достигнутых результатов в соответствующем формате при ближайшей возможности.

1 Выводы Круглого Стола «Неисполнение судебных решений по искам к государству, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления: остающиеся проблемы и необходимые решения» (30-31 октября 2006 г.) и Круглого Стола «Неисполнение судебных решений национальных судов в странах членах Совета Европы: меры общего характера, необходимые для исполнения постановлений Европейского Суда» (21-22 июня 2007 г.)

2 См. в частности документ CEPEJ(2009)11Rev Указания с целью лучшей имплементации существующей рекомендации Совета Европы по исполнению решений, принятый Европейской Комиссии по эффективности правосудия на 14 пленарном заседании.

Точная ссылка: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?Ref=CM/Inf/DH(2010)15&Language=lanRussian&Ver=original&Site=CM&BackColorInternet=C3C3C3&BackColorIntranet=EDB021&BackColorLogged=F5D383

Запись была опубликована: glavred(ом) Воскресенье, 4 апреля 2010 г. в 7:16
и размещена в разделе Наше право, Судові справи.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта