?> Співдоповідь голови Рахункової палати В.К.Симоненка | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
11.10.2009, рубрика "Наше право"

Співдоповідь голови Рахункової палати В.К.Симоненка 6 жовтня 2009 у сесійному залі Верховної Ради України

ГОЛОВУЮЧИЙ. Дякую. До співдоповіді запрошується голова Рахункової палати Симоненко Валентин Костянтинович. Будь ласка.

 

СИМОНЕНКО В.К. Уважаемый Владимир Михайлович! Уважаемые коллеги! Для начала я напомню, что в соответствии с действующими законодательствами еще в мае текущего года коллегия Счетной палаты рассмотрела и направила вам экспертизу, итоги экспертизы выполнения бюджета 2008 года. Прошло шесть месяцев с этого момента и никаких замечаний, возражений по выводам экспертизы нам не поступило.

Итак, исполнение Государственного бюджета в прошлом году осуществлялось в условиях системного замедления темпов экономического развития, неадекватного реагирования правительства на вызов и тенденции, происходящие в отечественной и мировой экономики, что привело к невыполнению практически всех макроэкономических и бюджетных показателей, учтенных при утверждении государственного бюджета.

Впервые за десять лет объемы промышленного производства в 2008 году снизились. Фактически прирост реального валового внутреннего продукта оказался в 3,3 раза меньше прогнозных  показателей, учтенных при рассмотрении расчета доходов бюджета.

В результате свыше 10 миллиардов гривен запланированных доходов в бюджет не  поступило. Правительством не было оценены внешние риски и в первую очередь резкое сокращение спроса на основные экспортные товары. В итоге дефицит текущего года платежного баланса составил на конец  года около 13 миллиардов гривен, долларов. Или в 2,4 раза больше чем в предыдущем году. Опять, впервые за десять лет образовалась отрицательное сальдо платежного баланса в сумме больше 3 миллиардов, что стало, по нашему мнению,  основным фактором  падения курса гривны.

Инфляция в прошлом году составила 22,3 процента и превысила практически в два раза показатель, учтенный при формировании бюджета 2008 года, и в 1,3 раза – предыдущего года.

Правительство не  смогло выработать адекватную вызовам времени экономическую политику и  обеспечить выполнения госбюджета. В целом план доходов государственного бюджета в прошлом не выполнен на 6,9 миллиарда, а  перевыполнение общего фонда, о котором так  много и красочно отчиталось правительство, достигнуто в основном за счет невозмещения 14 миллиардов гривен налога на добавленную стоимость, наличие 8,6 миллиардов гривен переплат, 3,5 миллиарда гривен авансовых, так называемых незаконных платежей Национального банка.

Платежная дисциплина ухудшилась при условии списания, вдумайтесь, 5 миллиардов гривен, налоговая задолженность субъектов хозяйственной деятельности, проведение клиринговых расчетов на 2,2 миллиарда гривен, налоговый долг не уменьшился, а вырос, и превысил к 9 миллиардов гривен. Расходы государственного бюджета прошлого года не выполнены и не проведены в сумме на 22 миллиарда гривен, не выполнены плановые назначения по расходам общего фонда. Но самое главное, практически все средства общего фонда, а это не много - не мало, 180 миллиардов гривен направлены на текущие употребления, на проедание. При этом правительство умудрилось проигнорировать решение Конституционного Суда Украины о восстановлении льгот и гарантий отдельных граждан, нарушив конституционные права и свободы человека, как минимум, 5,3 миллионов граждан нашей страны.

Отсутствие целенаправленной бюджетной политики, непрофессиональные действия финансовых служб главных распорядителей бюджетных средств привели к неудовлетворительному управлению бюджетными ресурсами. Кредиторская задолженность росла как на дрожжах и составила 6 миллиардов гривен, дебиторская также не отставала и достигла 5 миллиардов гривен. Впервые за последние пять лет не выполнен даже утвержденный законом показатель доходов специального фонда более чем на 5 миллиардов гривен.

Проблема специального фонда в действующем правовом поле позволяет осуществлять формирование и использование практически вне контроля парламента. Так за прошлый год, утвержденный законом, сумма доходов специального фонда самостоятельно увеличено бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств на 7 миллиардов гривен. При этом из-за непоследовательной бюджетной политики правительства неуклонно возрастала доля общегосударственных налогов и доходов, которые закладывались в специальный фонд и без ведома парламента распределялось. Массовый вывод  государственных налоговых сборов из общего фонда сужает базу для проведения общегосударственных расходов, ограничивает поле для бюджетных маневров и создает почву для коррупции. Возьмем, к примеру, средства, поступающие на счет специальных фондов и ведомств в виде оплаты юридических лиц и граждан за административные услуги, оказанные чиновниками. Мы проверяли ряд министерств. И вот, по нашим данным, такие правоохранительные органы как: МВД, Государственная налоговая администрация, таможенные органы – в год выдают около  полутора миллиона документов разрешительного характера, плата за которые составляет больше 160 миллионов гривен. Эти средства в основном поступают в специальный фонд.

Например, в МВД плата  за административные услуги разрешительной системы ГАИ стандартно ….….. и все это освещено решениями правительства.

Стандарты представления таких услуг на сегодня в государстве отсутствуют. Стоимость их во многих случаях завышена в два, три, в четыре раза, поскольку в нее включается заработная плата чиновников, которые получают из общего  государственного фонда.

Таким образом, громадные суммы бюджетных средств, а в прошлом году это около 46 миллиардов гривен или пятая часть всего государственного бюджета остается вне парламентского контроля: распределяете не вы, а распределяет исполнительная власть.

Вопрос законодательного урегулирования этой проблемы уже перезрел, но, к сожалению, эта проблема остается вне поля зрения правительства, как и в 2009 году,  так и в новом проекте бюджета на 2010 год.           

Невыполнение доходной части бюджета, недополучение поступлений от приватизации в течении года уменьшило остатки средств на единые казначейские счета. Так, на 1.09.09 по общему… остаток составил всего лишь 2,2 миллиарда гривен. Здесь Николай Янович говорил, почему 3,5 миллиарда перевели в последний день за 2 часа до закрытия лавки? Да потому чтобы, если б не перевели незаконно этих 3,5 миллиарда, на едином   казначейском счете был бы просто не ноль, а минус.  А в то же время обеспечения очередных социальных выплат в том же самом январе необходимо было составить 6,2 миллиарда.

К сожалению, такая тенденция стала нормой. Непоследовательная экономическая политика правительства в прошлом году привела к резкому падению жизненного уровня населения. В частности, при номинальном росте минимальной заработной платы реальная сократилось на 3,9 процента, а прожиточный минимум на 13,8. В целом прирост реальных доходов населения уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 5,2 процента. Но, что ж самое неприятное в этом случае – показатель уровня бедности в 2008 году стремительно рос и достиг 27 процентов. А в сельской местности уровень бедности зашкаливал за 38 процентов, перекрыв соответствующие показатели 2000 года, когда начиналась реализация государственной  комплексной программы преодоления бедности. Да. Доработались мы в борьбе за бедность!

И последнее на, что хотелось бы обратить внимание, уважаемые народные депутаты.  Оценивая итоги исполнения Государственного бюджета Украины в 2008 году, первопричина наростания негативных процессов угрожающего экономического положения страны и разбалансировки государственных финансов кроется, прежде всего, в отсутствии стратегии развития, в нерешенных системных проблем в экономике. И мировой финансовый кризис стал лишь катализатором и обострил эти проблемы, но не породил их.

Правительство с его непрофессиональным подходом к оценке реального положения в экономике и государственных финансов с попыткой,  цитирую, «не пустить кризис на порог», не смог минимизировать потери в экономике и финансовом секторе  и встретил кризис не  закрытыми дверями, а с распростертыми объятиями по принципу: кризис все спишет.  Спасибо. У меня все.

 

Веде засідання Перший заступник Голови Верховної Ради України О.В.ЛАВРИНОВИЧ

 

ГОЛОВУЮЧИЙ.  Дякую,  Валентин Костянтинович.

Будь ласка, Валентин Костянтинович, на трибуну. Валентин Костянтинович! Є питання до голови Рахункової палати? Будь ласка, запишіться. Сухий Ярослав  Михайлович, будь ласка.

 

17:01:21

СУХИЙ Я.М. Дякую. Ярослав Сухий, Запоріжжя, Партія регіонів.

Шановний Валентин Костянтинович,  ну, в принципі, я неодноразово підкреслював, що добре, що є Рахункова палата, хоч по крайній мірі  неупереджено, об’єктивно з економічною риторикою, а без політичного   екстазу ми можемо почути правдиві речі.

Скажіть, будь ласка, чи я правильно зрозумів. Прогнозовані макропоказники виявилися фальшиві. Після того почалися всякого роду викрутаси і авантюризм уряду: замороження зарплат, ріст податкового тиску, замороження фінансування загальнодержавних програм і головне кричуща несправедливість, ваша точка зору, оця кричуща несправедливість міжбюджетних трансфертів. Ваше ставлення, як голови Рахункової палати до так званого інституту додаткових вилучень.

 Наприклад, в Запорізькій області де зараз бракує коштів на будівництво мостів додатково вилучається вже сотні мільйонів гривень. Що можна зробити, як можна з цим поборотися з цими так званими додатковими вилученнями з бюджету?

 

СИМОНЕНКО В.К. Но прежде всего, макроэкономические  показатели не выдуманные, они, будем казаты,  абсолютно в оприории нереальные как на 2008 год, на 2009 год и на 2010 год. Основные принципы управления сформулировано так: руководить – значить предвидеть.  Значит люди, которые давали  макроэкономические показатели не смогли предвидеть те процессы и риски, которые у них будут в следующем году на это период.

А что касается вашего, как говорится, второго вопроса, то  не нужно себя тешить какой-то, как говорится, что мы заберем, мы  12 тысяч  бюджета  замкнем на  Верховный  Совет, нет не на Верховный Совет, на Министерство  финансов, Кабинет Министров. Сегодня  практически все местные бюджеты никакой…  средств местных бюджетов на развитие нет. Бюджеты, местные бюджеты превратились в кассы по выплате заработной  платы бюджетникам и все.

 

ГОЛОВУЮЧИЙ.  Матвієнко Анатолій Костянтинович передає  право  на  питання  народному депутату Ляшко. Олег  Валерійович, будь ласка.

 

17:03:50

ЛЯШКО О.В. Олег Ляшко, „Блок Юлії Тимошенко”.

Шановний  Валентинович Костянтинович, ви абсолютно правильно сказали, що у місцевих бюджетах немає грошей. Якраз   для вирішення цієї  проблеми за ініціативою уряду  і був прийнятий  новий Бюджетний кодекс, який  значно зміцнює фінансову базу місцевого самоврядування, але на  сьогодні заветований Президентом. Тому коли ви кажете, що місцеві бюджети не мають грошей, то ви кажіть з чиєї вини  вони  не мають грошей.  Це перше.

І друге. От прослухали вашу доповідь, да. Читаєш звіти, які  надає Рахункова палата до бюджетного комітету, професійні нормальні звіти. Виходить  голова Рахункової палати  і це заангажована політична доповідь, яка не має  жодних економічних обставин. Чи не тому, що вам досить уже тривалий час тому  виповнилося уже  65 років і вже пора було б піти на пенсію, а ви й досі  займаєте цю посаду. Дякую.

 

СИМОНЕНКО В.К. Що я вам скажу, не шановний  народний депутат, що я вам скажу. Моя доповідь, мой доклад – это концентрация того, что написано в  этой книге, которую я вам  дал, в этом документе, который я вам роздал. Я за любую названую  цифру отвечаю. Более того, оно доказана расчетами  и аналитикой, приведенной в этой книге. Читайте.

 

ГОЛОВУЮЧИЙ.  Гордієнко Сергій Володимирович.

 

17:05:29

ГОРДІЄНКО С.В.

Сергій Гордієнко, фракція комуністичної партії України, Полтавщина.

Шановний Валентин Костянтинович, найбільшою бідою у нас в Україні є те, що ми 18 років не займаємося організацією виробництва економіки, і ми ніколи не чули у цих залах, закінчуючи  аж сільською радою, про план соціального-економічного розвитку, як ми будем… А ми тільки чуємо, як ділить бюджет – це найбільша біда.

Але моє питання до вас таке. У минулому році я звертався до вас із депутатським запитом, що у 2008 році у листопаді місяці із державного бюджету   незаконно розпорядженням Кабінету Міністрів   виділилася значна сума коштів на добудову першої черги  пам’ятника жертв Голодомору. Ви сказали,  за  підсумками ви все розглянете на колегії і передасте у Генеральну прокуратуру України. Чи це було зроблено і чого ми про це нічого, ніде ми нічого не чули?

 

СИМОНЕНКО В.К. Это было сделано, более того, было рассмотрено на комитете в Верховном Совете. Все документы, которые нужны были, и комитет стопроцентно поддержал наши выводы и рекомендовал, и мы передали это все Генеральной прокуратуре. Нет вопросов у вас?

 

ГОЛОВУЮЧИЙ. Ландик   Валентин Іванович, будь ласка.

 

17:07:01

ЛАНДИК В.І. Прошу передать слово Пеклушенко.

 

ПЕКЛУШЕНКО О.М. Уважаемый Валентин Константинович,  несмотря на ваш молодой  возраст и прекрасную физическую форму, я сегодня  вынужден констатировать, что единственный объективный  орган, который  дает хоть какую-то аналитику, – это  орган возглавляемый вами. Спасибо вам.

Что касается моего вопроса, он будет конкретно по 4 миллиардам в 2008 году, которые выделила Верховная Рада на проблему западных областей – підтоплення. Только благодаря вам мы получили хоть какую-то критическую аналитику. К сожалению, Кабинет Министров в комиссию направил только обобщенный опыт их работы. Как вы относитесь к моему предложению, с тем чтобы этот вопрос был рассмотрен в Верховном Совете и вы выступили по фактам хищений и злоупотреблений при освоении данной суммы?

 

СИМОНЕНКО В.К. Вы понимаете, вопрос, как говорится, архиактуален. Ведь мы идем по замкнутому кругу. Все отчитались, похлопали в ладоши, потратили несколько десятков миллиардов гривен, а на 01.01.2009 года не было освоено, не было введено 3 тысячи 302 объекта, которые должны быть введены в 2008 году.

Теперь включайте телевизор – и вы посмотрите, что все опять повторяется сначала: опять объезжают села, опять составляются планы, опять находятся миллиарды на, как говорится, на то, что должно было бы быть построено еще в 2008 году.

Что касается вашего предложения, то мы всегда открыты для любых, как говорится, любых ваших вопросов. Материалы у нас есть. Кстати говоря, мы его, я сегодня передал его и в специальную комиссию. Если вы найдете нужным, я с удовольствием выступлю и проинформирую вас по всем этим вопросам.

 

ГОЛОВУЮЧИЙ. Дякую, Валентин Костянтинович. Сідайте, будь ласка.

Стенограма засідання ВР України від 06 жовтня 2009

www.rada.gov.ua

Запись была опубликована: glavred(ом) Воскресенье, 11 октября 2009 г. в 22:24
и размещена в разделе Наше право.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта