?> Тайны атомных испытаний | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.

Тайны атомных испытаний

Блог Вячеслава Мазуренка, рубрика: «катастрофы и аварии на подлодках», 11 февраля 2011 г.

Со временем начала приоткрываться плотная завеса секретности, окутывавшая участие Крыма в ядерной программе СССР. Оказалось, что «кузькина мать», как с подачи Хрущева стали называть ядерную бомбу, в новейшей истории Крыма изрядно наследила.

В опубликованной недавно в «Крымских известиях» статье военный штурман В. Баженов рассказал о том, что с 1949 по 1962 год 71-й полигон ВВС, который располагался в Багерове, неподалеку от Керчи, участвовал в 178-ми ядерных испытаниях. Но заканчивается статья неожиданно: «В 1953 году авиагруппа 71-го полигона ВВС из Крыма (Багерово) перебазировалась в Семипалатинск». Почему автор сделал оговорку, которая явно не соответствует действительности? Что такое произошло в Крыму, чтобы это и спустя полвека нужно было скрывать?


Трагедия в Северной бухте

Сейчас история гибели линкора «Новороссийск» известна многим, но долгие годы обстоятельства этой трагедии были строго засекречены. Напомним, что 29 октября 1955 года в 01.31 по московскому времени под линкором «Новороссийск», стоявшим в Северной бухте Севастополя, произошел мощный взрыв. В корпусе корабля с правого борта ниже ватерлинии образовалась огромная пробоина площадью примерно 27 на 8 метров. Левый борт и киль «Новороссийска» были также повреждены. В 01.40 о случившемся доложили командующему флотом. Прибыв на линкор, он приказал всем оставаться на своих местах и бороться за живучесть корабля. В 04.14 «Новороссийск» опрокинулся, упершись мачтами в твердый грунт. В 22.00 того же дня корпус линкора полностью исчез под водой.

По поводу того, что же произошло, сейчас выдвигаются самые фантастические версии. Доказывают даже, что взрыв организовали итальянские подводники, так как некогда этот линкор входил в состав ВМФ Италии. Странно, что они решили это сделать спустя десять лет после войны. Кроме того, к моменту раздела союзниками итальянского флота этот линкор был признан устаревшим (он спущен на воду в 1915 году) и использовался лишь как учебное судно. Иными словами, эта старая посудина доживала свой век — к 1955 году пошли на металлом даже те новейшие итальянские линкоры, которые достались США и Великобритании.

Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совмина СССР Малышевым в качестве основной причины катастрофы назвала «внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000 — 1200 кг». Эта версия у многих экспертов также вызывала сомнения. За десять лет электробатареи тех мин, которые остались после войны, должны были полностью разрядиться и взрыватели прийти в негодность. Кроме того, сила взрыва была столь неимоверной, что ее хватило для того, чтобы пробить восемь палуб, в том числе три бронированные. Даже верхняя палуба была искорежена от правого до левого борта. И наконец, есть свидетельства того, что на самом деле было два взрыва, которые оставили на дне моря две глубокие воронки.

Почему «балаганил» Кулаков?

В протоколе заседаний правительственной комиссии есть очень любопытные моменты. Например, в ходе допроса одного из представителей командования флота председательствующему приходится призывать его к порядку: «Отчего вы, товарищ Кулаков, улыбаетесь? Идет разговор, как вы спасали людей, боролись за жизни людей. Что вы балаганите? Здесь серьезный разговор. Вы отвечаете как член Военного совета, наряду с командующим. И не балаганьте, пожалуйста». Отчего же Кулаков вел себя так легкомысленно? Времена, конечно, были уже не сталинские, но за гибель «Новороссийска» разжаловать и надолго посадить вполне могли. Тем более что при этом погибли свыше 600 человек, причем исключительно по вине командования. У него, как установила комиссия, «было 2 часа 45 минут для обдумывания решений и принятия мер». Тем не менее эвакуация людей с тонущего корабля так и не была произведена.

Может быть, Кулаков знал, что все кончится миром? Кстати, так оно и получилось. Командир дивизии охраны водного района Галицкий, и.о. командующего эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков были понижены в званиях, но через полтора года звания им были восстановлены. Командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко (сын героя Гражданской войны) в декабре 1955 года, получив строгий выговор, был снят с должности, но под суд не отдан.

«Тоцкие учения» на Черном море?

Такой исход дела был возможен лишь при одном условии — если на «Новороссийске» проводились учения, ответственность за последствия которых брал на себя кто-то повыше флотского командования. Напомним, что за год до взрыва (14 сентября 1954 года) на Тоцком артиллерийском полигоне были проведены общевойсковые учения на тему «Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением ядерного оружия». В ходе учений над полигоном была взорвана 30-килотонная ядерная бомба по имени «Татьяна», и через эпицентр взрыва прогнали войска. Радиационный фон вокруг эпицентра составляя примерно 600 рентген в час (смертельная доза облучения для человека 400 — 500 Р/ч), а из средств защиты солдатам были выданы лишь противогазы, накидки, чулки и перчатки.

Не являлся ли взрыв «Новороссийска» продолжением «тоцких учений», но уже не на суше, а на море? В пользу этой версии говорит, например, то, что незадолго до взрыва линкор принял большую партию курсантов морских училищ и солдат, многие из которых, кстати, не умели плавать. Кроме того, как вспоминают очевидцы, днем 29 октября изнутри перевернутого корабля по всей длине корпуса был слышен стук — это стучали люди, оставшиеся в живых. Из них спасли всего лишь девять человек — и это за весь день в центре главной базы флота при наличии почти неограниченных технических ресурсов, в условиях спокойного и еще не холодного моря! Может быть, командование флота было уверено, что людей уже не спасти?

С 1952 года в Крыму авиагруппа Багеровского полигона проводила испытания ядерных крылатых ракет системы «воздух-корабль» («Комета»). Можно предположить, что одна из этих ракет попала в «Новороссийск». Во всяком случае, пробоина, сильно вытянутая по длине, которую получил линкор, очень напоминает след от ракеты, шедшей под углом к кораблю. Старая посудина, по всем расчетам, должна была остаться на плаву. Но, видимо, от взрыва ракеты действительно сдетонировала донная мина, находившаяся под «Новороссийском», что и повлекло за собой гибель корабля и его экипажа. К этому остается добавить, что из числа погибших моряков похоронены как подобает только 257 человек. Где могилы остальных, до сегодняшнего дня никто не знает. Линкор подняли через полтора года. Куда исчезли останки погибших, находившиеся в трюме корабля, также неизвестно. Не исключено, что они захоронены в одном из радиационных могильников Багеровского полигона.

Взрывы в Феодосии

Несколько лет назад в печати появились версии о том, что в Крыму даже производились подводные ядерные взрывы. В качестве доказательства приводились свидетельства о судьбе легкого крейсера «Адмирал Нахимов» (проект 68-бис). В состав Черноморского флота он вошел в феврале 1953 года, а всего лишь семь лет спустя (29 июля 1960 года) был списан на слом. Перед списанием крейсер подвергся осмотру в Северном доке Севастополя. При этом было выявлено «обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых на воде». Такие разрушения крейсер действительно мог получить в результате динамического удара при ядерных испытаниях.

Долгое время сама мысль о том, что на Черном море могли производиться подводные ядерные взрывы, считалась абсурдной. Но сейчас ядерщики, забыв о подписке о неразглашении, принялись за мемуары. В частности, бывший сотрудник ИХФ АН СССР Борис Христофоров рассказал о том, как в апреле 1955 года в Феодосии он занимался настройкой приборов для измерений параметров подводных ядерных взрывов. Впрочем, при этом использовалась обычная взрывчатка зарядами по 20 кг. Испытания же торпеды с ядерным зарядом были проведены в сентябре 1955 года на Новой Земле. Вокруг эпицентра взрыва были установлены военные корабли, включая эсминцы «Реут», «Гремящий», «Куйбышев», «Карл Либкнехт», тральщики, подводные лодки, причем в трюмах этих судов находились овцы и собаки. После взрыва эсминец «Реут» затонул, но остальные корабли остались на плаву, хотя и получили повреждения.

Курчатов и Хрущев

Испытания ядерных торпед на Новой Земле проводились также в 1957 и 1961 годах. Почему был такой большой перерыв? Кроме того, когда и где испытывались глубинные ядерные мины «Скат»? Дело в том, что 31 марта 1958 года Верховный Совет СССР принял решение об установлении в одностороннем порядке моратория на испытания ядерного оружия. США и Великобритания были, в принципе, не против поддержать эту инициативу, но все дело упиралось в то, как распознавать ядерные взрывы. С воздушными и наземными проблем не было — выбрасываемые в атмосферу продукты радиоактивного распада зарегистрировать легко. Но подземные и подводные взрывы, создающие колебания земной коры ниже 4,75 баллов по шкале Рихтера, практически невозможно отличить от землетрясений.

А где в СССР чаще всего происходят землетрясения? На суше — в Средней Азии, а на море — в Крыму. Советский мораторий действовал до 1 сентября 1961 года, но вполне можно предположить, что ядерные испытания все же проводились, причем именно в этих районах. Косвенным подтверждением этому может служить то, что летом 1958 года Игорь Курчатов срочно вылетел в Крым, где тогда отдыхал Хрущев. Известно, что между ними произошел разговор на повышенных тонах, после чего Курчатов попал в опалу. Не пытался ли он защитить Крым, где прошли его детство и юность?

Сейчас наиболее вероятными датами подводных ядерных взрывов в Черном море считаются сентябрь 1959 года и декабрь 1960 года. Во всяком случае, именно тогда в районе Феодосии произошли подозрительные землетрясения силой 3 — 4 балла, причем декабрьское было всего лишь на глубине 500 метров и сопровождалось приливной волной, которая сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную несколько буксиров и рыбацких сейнеров.

Что касается крейсера «Адмирал Нахимов», то официально флаг корабля был спущен 15 февраля 1961 года, и на нем расписались 59 человек экипажа. Любопытно, что этот флаг был принят на «вечное хранение» в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, что свидетельствует о причастности рядового крейсера Черноморского флота к очень важному историческому событию.

Советский «Шеффилд»?

Плотная пелена секретности окружает и другое судно Черноморского флота — большой противолодочный корабль «Отважный». 30 августа 1974 года «Отважный» принял участие в учениях с зенитными ракетными стрельбами, которые проходили в районе Севастополя. В ходе учений на корабле вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной из ракет, находившихся в кормовом погребе, произошел взрыв. На «Отважный» высадили спасательную команду и попытались отбуксировать его на мелководье в район Херсонеса. Но потушить пожар не удалось. Через 5 часов 47 минут после взрыва «Отважный» затонул на глубине 125 метров. Из 287 человек личного состава и проходивших на судне практику курсантов погибли 24 человека.

И зачем надо было засекречивать эту историю? Ведь от таких случайностей никто не застрахован. Например, 4 мая 1982 года во время Фолклендской войны в результате поражения одной-единственной аргентинской ракетой пошел на дно британский эсминец «Шеффилд». Позже выяснилось, что эта ракета даже не взорвалась. Она залетела в склад горючих веществ и вызвала пожар. Согласно официальному отчету, «Шеффилд» затонул при буксировке. Впрочем, специалисты в этом усомнились. Они изучили снимки из космоса и установили, что корабль ценой в 27 млн. фунтов стерлингов англичане сами утопили. Огонь подбирался к глубинным противолодочным бомбам с ядерной начинкой, которыми был вооружен «Шеффилд», и у капитана эсминца просто не оставалось другого выхода. Почему же англичане не поднимут их со дна? Похоже на то, что пока капитан согласовывал с Лондоном свое решение, бомбы были уже повреждены огнем.

А не было ли глубинных ядерных бомб Ск-1 («Скальп») на борту «Отважного»? Проводилась ли операция по подъему этих бомб? На эти вопросы нет ответа. Если бомбы лежат на дне, то за три десятилетия они уже разгерметизировались. Кстати, глубинная бомба СК-1, как и противолодочная авиационная 5Ф48, испытывалась, как недавно стало известно, в Крыму в начале 60-х годов в мелководной (мыс Чауда) и глубоководной (мыс Меганом) акваториях.

За ценой не постоим

Самое удивительное заключается в том, что участники тех событий сейчас вспоминают их без малейших угрызений совести. Христофоров, например, с восторгом описывает, как «однажды после взрыва всплыла оглушенная белуга длиной с нашу шлюпку, а потом другая поменьше». Не исключено, что это были последние феодосийские белуги. Согласно докладу экспертов ООН, Черному морю угрожает экологическая катастрофа. Если в 60-е годы прошлого века в промышленных масштабах вылавливали 26 видов рыбы, в том числе осетра, лосось, кефаль, кильку, макрель и бычки, то сейчас таких видов осталось всего шесть. И это лишь часть той цены, которую Крым заплатил за свое участие в ядерной программе.

Вячеслав МАЗУРЕНКО,

http://vnmazurenko.blogspot.com/2011/02/blog-post_761.html#more

Запись была опубликована: glavred(ом) Суббота, 12 февраля 2011 г. в 6:41
и размещена в разделе Історія ядерних катастроф, Записки подводника.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта