?> ВЫСТУПЛЕНИЕ Г.Б. Руденко | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
17.02.2004, рубрика "Чорнобиль і світ"

ВЫСТУПЛЕНИЕ Г.Б. Руденко, народного депутата Украины,

председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по п. 40(с) повестки дня «Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий Чернобыльской катастрофы».

Господин председатель!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Генерального секретаря за доклад, представленный по этому пункту повестки дня (А/58/332).

Несмотря на 17 лет, минувших со дня катастрофы, ситуация на пораженных территориях Украины, Беларуси и России остается сложной.

Как представитель Украины, председатель парламентского комитета, который занимается вопросами защиты населения от последствий Чернобыльской аварии, добавил бы, что ситуация чрезвычайно сложная.

С течением времени, особенно после закрытия Чернобыльской атомной станции — добровольного жеста, сделанного нашей страной во имя будущих поколений планеты — проблема Чернобыля для многих, кто не связан с ней непосредственно, постепенно утрачивает свою остроту.

Но для Украины Чернобыль — это более 3 миллионов пострадавших от катастрофы и ее последствий, среди которых 1,2 миллиона детей. Это — 160 тысяч человек из 170 населенных пунктов, которым пришлось оставить свои дома и переселиться из радиоактивно загрязненных территорий. Это — мертвые, на долгие годы, города и села, леса и поля на территории более 4 тысяч квадратных километров.

Три года назад Украина, выполнив свои обязательства, закрыла Чернобыльскую атомную станцию, за которую трижды заплатила непомерно высокую цену.

Впервые — когда во времена Советского Союзы вопреки воле украинского народа нам навязали постройку этой ядерной станции. Во второй раз — когда с 1991 года мы оказались наедине с трагедией, которая забрала жизни и здоровье людей, отравила землю и воздух, стала причиной массовых переселений. Третий раз — когда, несмотря на экономические трудности, сложную ситуацию в энергетическом секторе, мы закрыли электростанцию, которая не исчерпала своих возможностей, и в безопасность работы которой были вложены значительные средства.

Как ни печально осознавать, но выполнение требований мирового сообщества по скорейшему закрытию Чернобыльской АЭС объективно принесло для Украины больше вреда, чем пользы.

Меры, предпринимаемые Украиной в направлении смягчения ситуации, отображены в приложении к докладу Генерального секретаря, поэтому я не стану подробно на них останавливаться. В то же время хотелось бы привлечь внимание к тому факту, что ежегодно Украина тратит 5-7% бюджета страны на преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, с 1986 года по 2003 года затраты на эти цели составили более 12 миллиардов долларов. Украина самостоятельно продолжает нести основную социальную тяжесть преодоления последствий чернобыльской катастрофы.

Мы поддерживаем принятое на недавней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы обращение к ООН, правительствам стран "Большой семерки", ЕС и Европейского банка реконструкции и развития, которое призывает срочно оказать Украине необходимую научную, техническую и экономическую помощь для скорейшей ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Огромное значение имеет моральный аспект проблемы. С этой трибуны хочу призвать все делегации поддержать инициативу Глав государств СНГ: объявить 26 апреля Днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф на всей территории Содружества и обратиться к Генеральной Ассамблее с просьбой провозгласить такой Международный день в рамках ООН.

Мы должны сделать это в память погибших и для всех живых.

Уверен также, что Генеральная Ассамблея утвердит соответствующую резолюцию по чернобыльскому вопросу, которая даст дополнительный импульс нашему сотрудничеству в разрешении проблемы Чернобыля.

Мы благодарны Генеральному Секретарю ООН за внимание, которое Организация продолжает уделять чернобыльской проблематике, о чем свидетельствует сегодняшняя дискуссия и представленные документы. Особенно отметил бы усилия Управления координации гуманитарной помощи, Программы развития ООН, ЮНИСЕФ и ЮНФПА. В то же время хотелось бы видеть больше реальных действий, чем проектов на бумаге.

Конкретной является только деятельность Международного чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии. Хотелось бы также отметить реализацию трех пилотных проектов Чернобыльского целевого фонда и открытие Международной исследовательской и информационной сети по вопросам Чернобыля (ICRIN). Надеемся, что проделанная работа в рамках ICRIN, только начало настоящей работы, иначе нам пока трудно объяснить пострадавшему населению полезность этого проекта.

Глубокую тревогу вызывает состояние Целевого фонда, который, по нашим данным, в течение прошлого года пополнялся только за счет процентов. В этой связи, считаем необходимым, усилить работу с донорами относительно конкретных проектов, разработанных ООН в рамках «Фазы возрождения». Хотелось бы новизны и конкретизации предложений по мобилизации ресурсов путем организации представительной международной донорской конференции.

Господин председатель!

Все сказанное, по моему мнению, дает ответ на вопрос, почему необходимо сохранять чернобыльскую проблематику в повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН и продолжать рассматривать проблему в контексте гуманитарной катастрофы, последствия которой продолжают негативно сказываться на жизни целого региона, нынешнего и будущих поколений.

Благодарю за внимание!

ПЧ № 2/ 2004

Запись была опубликована: (ом) Вторник, 17 февраля 2004 г. в 14:27
и размещена в разделе Чорнобиль і світ.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта