?> Женщина и религия | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
10.03.2009, рубрика "Світ сучасних панянок"

Женщина и религия

«На протяжении веков несходство мужчин и женщин не вызывало никакого удивления.

Являясь продолжением космического сексуального порядка, который в языческих религиях распространялся также на богов, это несходство представлялось естественно заданным. Из этой данности общество исходит определяя модели поведения и различные социальные статусы для человеческих существ мужского и женского пола. Разумеется, что эти модели и эти статусы не повсюду одинаковы. Они различаются в зависимости от эпохи и особенностей социальной организации. Тем не менее, несходство мужчин и женщин имеет тенденцию представляться абсолютным и связанным с незыблемым порядком и божественной космической иерархией». (Элизабет Бель – Сижель. «Служение женщины в церкви»).

Какова же в нашей сегодняшней эпохе роль женщины в религиях мира, и в нашей христианской религии в частности? На первый взгляд, роль женщины в религии кажется совсем незначительной. Почему? Да потому, что мы не увидим женщин среди самых, так называемых «религиозных людей», например, среди пророков, святых, религиозных реформаторов, основателей тех или иных религий, или новых течений в религиях мира. Немного их и среди священнослужителей – чуть больше женщин среди ясновидящих, провидцев, магов, знахарей, экстрасенсов. Но такое положение складывается, если на религию смотреть как на «социальный костюм, который можно снять и переменить» (по П. Сорокину). Если же эту картину рассматривать глубже, то мы увидим, что имеем в виду более глубинное, чувственно-эмоциональное переживание веры. А именно такая вера, и составляет истинное ядро всякой религии, а православие в частности, – и здесь женщины выходят на первые роли, если не слишком заметные для людей и общества в целом, то незаменимые по сути своей.

Почему личность делится на религиозную или нерелигиозную? Как психологи определяют тип религиозной личности? Существует два основных социально-психологических типа религиозных личностей. Для людей первого типа религия способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой вере в Бога, например, карьеры. Они демонстрируют нам внешне благочестие, показывая свою социальную значимость, или же ищут в религии какую-то полезность лично для своих душевных функций (душевный комфорт, преодоление отрицательных эмоций). Наверное, каждый хоть раз за свою жизнь, сталкивался с таким типом священнослужителей, когда приходишь в Церковь Христову и понимаешь, что священника интересуют не те люди, которые пришли к Богу, а главное, чтобы приходили только в «его» церковь, и не посещали другие храмы. Что важнее? Сохранить приход и доказать свою социальную респектабельность перед другими священнослужителями, или представить религию и веру в Бога как истинную ценность каждому входящему в Храм Божий?

Сегодня к превеликой радости всех христиан, таких людей среди священства становится все меньше. Вот именно к тому типу, что являет собой конечную и самостоятельную ценность, при которой все нерелигиозные потребности отходят на второй план, и преобладает тип женщины. Дело в том, что женщину религия избавляет от страхов и тревог, дает ощущение радости, счастья и свободы, и, как итог, веры в Бога Единого и Нераздельного – религия позволяет женщине реализовать свои самые сокровенные высшие духовные потенции. Для верующей женщины Бог является единственным, хотя и виртуальным собеседником, беседа с которым является ей тем необходимым, к кому она может обращаться во внутреннем диалоге, женщина в религии находит истинные, главные ценностные ориентации. Бог является для женщины кислородом, без которого не дышит тело, как не дышит душа, чего нельзя сказать о мужчине. Мужчина планеты Земля не дышит без тела женщины, и если таковой сумеет перебороть свою зависимость сексуальную, то он возводится фактически в ранг святых (отшельники, монахи и т.д.).

Индивидуально же религиозность питается извне в основном через церковь, различные церковные общины, и соответственно влияет на поведение человека. Если мы вернемся в историю, то увидим, что и до христианства роль женщины в развитии цивилизации немаловажна, если не сказать основная. Вспомним обряды и обычаи общества до того, как христианство пришло на наш материк. Например, обряды рождения и смерти, отношения в общине друг с другом, со сверхъестественными силами (с предками или духами). Во всех этих обрядах активно участвовали женщины. У многих народов почитали в древности хлебных матерей, матерей риса, ржаных девушек, Богинь плодородия и т. д. Женская символика всегда пронизывала духовную картину общества. В ранних цивилизациях (Древний Египет, Месопотамия, Индия) религиозный статус женщины сохранился и выдвинулся в самостоятельную сферу жизни.

В современном христианстве образ женщины продолжает быть очень непростой (как и прежде), как много веков назад. Христианство делится на три направления – (православие, католичество, протестантизм), и все три ветви православия расходятся, как и прежде , в своем мнении о роли женщины и о вопросе женщины в церкви и религиозном мире. Единственная традиция, что их объединяет и возводит к имени Христа, это то, что женщина является неутомимой помощницей, чуткой слушательницей, верной женой – мироносицей. Самые сложные и самые жесткие рамки для женщины в протестантизме. С самого своего начала, эта религия направлена на смену отношения к привычному, «традиционному». На смену старой религиозной философии приходит новая, которая ломает старые стереотипы. Может быть поэтому, женщина в протестантизме не ограничивается своим соучастием служения Богу, а сама претендует на «святая святых», привилегию мужчин – служение в церкви. Да и сама Женская библия» была написана протестанткой Элизабет Кенди Стэнто. Фактически эта библия является критическим комментарием, что мужчины манипулируют религией, для того, чтобы узаконить свою власть.

Может быть поэтому, женщины запада, где протестантизм распространеннее, более самостоятельна, и прямо скажем, более равноправна социально по сравнению с женщиной востока. В среде католиков также есть женщины священники, но все же сами женщины придерживаются того мнения, что служение, которое не принижает достоинства женщины, но наоборот, возвышает его – о священстве сердца. Женщина приносит Богу боль своего сердца, ее жертвой становится ее страдание. Именно ее внутренние дары Богу (ее служение полностью отдавая себя Богу), она соединяет свое приношение с Жертвой Христовой – таинством живого присутствия Бога среди нас. Сила этого таинства преображает мир. В этом смысле женщина – священник по натуре своей. В наше время даже есть женщины раввины. Но священником в общепринятом смысле она быть не может, так как он представляет в этом мире Самого Христа (по образу и подобию).

В православии же точка зрения священнослужителей однозначна и консервативна – женщина принимается церковью только, как сестра или мать. Любая попытка возвысить женственность, воспринимается православной традицией как возвышение «вавилонской блудницы», а значит предвестницей царства антихристова. Но что интересно, что именно в православии, согласно исследованиям специалистов существует проблема таких социальных вещей, как власть, сила, и вытекающая отсюда проблема насилия. Где-то исподволь именно эта проблема сегодня выталкивает женщину из православия в различные новые религиозные движения, которые пришли к нам лавиной после снятия «железного занавеса», и называются духовной « гуманитарной» помощью. Это различные направления религий и их ветвей со всего мира – и Буддизм, и Зороастризм, и Иудаизм, и даже мормонство, и т.д.

Самой продвинутой в этом плане организацией оказалась Международная Организация Бахаи. Они заявили на всю планету о своем намерении объединить мужчин и женщин для достижения единства и оздоровления планеты. Эта организация заявила, что поиск равновесия между нуждами общества и ограниченностью природных ресурсов происходит в более широком его аспекте, а именно, поиске равновесия мира гармонии внутри самого общества. У них даже есть свое писание Бахаи: «…женщинам должно быть предоставлено право на равное с мужчинами образование и все прочие права. Это значит, что женщины… смогли бы в равной степени с мужчинами развивать свои способности и занимать равное с ними место в социальной и экономической сфере. При этом условии в мире будет достигнуто единство и гармония. В прошлом все беды человечества были результатом его разъединения… Женщина – мать и воспитательница подрастающего поколения. Она не захочет приносить в жертву своих сыновей на поле битвы. На самом деле, она явится величайшим фактором в установлении всеобщего мира и международного правопорядка. Нет сомнения в том, что женщина навсегда исключит войну из жизни человечества». Не будет удивительным, если после такого заявления страны, в которых женского населения больше, относительно мужского, станут колыбелью таких религиозных течений.

За последние десять лет неправительственные организации для решения специфических женских проблем, выявили, что стратегия развития многих государств такова, что у женщин недостаточный доступ к ресурсам и образованию, к технологиям и источникам финансирования. Есть существенные достижения в этих вопросах, но, несмотря на определенный прогресс, женщины по-прежнему находятся на периферии активной политической деятельности, и системы которые их угнетали, остались в основном без изменений. Эта система вписывается и в нашу систему православия, которая характеризует общество на протяжении многих веков: господства мужчин над женщиной, господства одной этнической расы над другой, господство одной нации над другой. Мужчины по-прежнему будут их ограничивать со своей стороны. Но, несмотря на свойственный людям консерватизм «Баланс уже меняется» (Писание Бахаи). Грубая мужская сила уже теряет вес, а живость ума, интуиция, духовные качества, жертвование сердца, ясновидение, любовь и жертвенность в целом, которыми сильна женщина, – приобретают в мире все большее влияние. А это значит, что наступившая эпоха будет менее мужской, и более проникнута женскими идеалами или точнее сказать, будет эпохой, в которой мужское и женское начало в цивилизации всего человечества будут лучше уравновешены (2003-2007 гг. МСБ).

Конечно, преобразования будут даваться трудно. Как мужчинам, так и женщинам, нужно отбросить в сторону всеобщие обвинения и осознать общую ответственность в деле развития судьбы человеческой цивилизации и взаимоотношении ее с природой планеты. Здесь требуется недюжинное терпение. Вот это как раз то, чем отличаются наши православные женщины, и именно то, что приближает их к зрелости – к тому этапу, когда произойдет «перестройка всего цивилизованного мира и он станет единым организмом во всех аспектах своей деятельности».

Если говорить о женщине в православии подробнее, то можно сказать, что в Православии все-таки больше женского аспекта, чем в католицизме. На Русь Православие пришло вместе с образом Софии, и первые храмы (Х в.) – в Полоцке, в Новгороде, Киеве, носили ее имя. Действительно, русская душа испокон веку уповала на животворящую силу, материнскую заботу, на «вечную женственность», таинство знаний вселенской «художницы», выстраивающей мир по Божьему замыслу. Поэтому ее называли Софией, Божьей Премудростью. В православии женскому идеалу поклонялись и поклоняются, (Богородица , Дева Мария) заступнице и покровительнице. И действительно, иконы с изображением Богоматери, храмы, возведенные в ее честь, не раз отводили беду и спасали от нашествия иноплеменников. И все-таки, говоря именно о женском начале в Православии, касаясь божественного начала, нельзя забыть, что духовная жизнь несет в себе предопределенный выход к Свету (Ёкигураси-но иннен), что становится возможным, когда душа очистится от греховной пыли (хокори). Тогда и откроется Сердце Любви, а сердце открытое Любви, становится единым сердцем человечества (как учила Осаяма). Тогда и произойдет обожение мира Любовью, встреча Человека с Богом, а Бога с Человеком – богочеловеческое свершение согласно замыслу Бога. (Так что же получается, не давая женщине развиваться мужчина стоит на пути Бога? Или есть о чем подумать нашим православным мужчинам всех рангов, да и всем вообще). Специалисты, софиологи, видят путь человечества к его обожению и спасению в одухотворенном и радостном труде – по образу и подобию Софии.

В книге «Притчи Соломона сама Премудрость является женским ликом, и свидетельствует о себе людям дословно: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия Земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.

Когда Он уготовил небеса, (я была) там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли; тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его, во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя (была) с сынами человеческими» (Притчи Соломона V 111 22 – 31).
И тогда и сейчас именно Любовь является ключом к миру. Лично мое восприятие сотворения мира и как поэта, и как женщины православной таково:

Любить – не значит просто жить,
Любить – творить, творить, творить,
Во имя Вечной Жизни.
Любить – не значит убивать…
Родить в любви –
Шанс подарить душе на Возрожденье,
Творить в Любви –
Злодейство все предать забвенью!!!
Верните всю себе Энергию Любви!

Ирина ЖЕЙРИС
ПЧ 2009\5-6 (125-126) Март

Запись была опубликована: (ом) Вторник, 10 марта 2009 г. в 13:26
и размещена в разделе Світ сучасних панянок.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта