?> Жизнь, как явление, вечна! | «ПостЧорнобиль»
 
 

«ПостЧорнобиль»

Газета Всеукраїнської Спілки ліквідаторів-інвалідів "Чорнобиль-86". Всеукраїнський часопис для інвалідів Чорнобиля, ліквідаторів, чорнобилян.
26.04.2004, рубрика "Чорнобиль у мистецтві"

Художник о своем творчестве

Ностальгія

Ностальгія

Виктора Петрова – физика по профессии, художника по призванию нашим читателям представлять не надо.

Его многие знают и любят. Виктор Васильевич Петров родился 29 сентября 1949 года в г. Кривой Рог. Рисовать начал с детства. После окончания Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко по специальности теоретическая ядерная физика, работал на Чернобыльской АЭС. Участник ликвидации аварии на ЧАЭС.

Петров

Виктор Васильевич Петров

Его творчество очень многогранно, интересно, самобытно. Он много раз выставлялся в Украине и за рубежом. Выставки его картин оказывают очень сильное впечатление, заставляют думать. Его картины преисполнены глубокого философского смысла, от них невозможно отойти…

Мы попросили Виктора Васильевича самому рассказать о своем творчестве, и уверены, что нашим читателям его короткий рассказ будет интересен.

Не-підвладні-часу

Не підвладні часу

Когда сверкнет мой меч,
Ткань мира рассечет,
Как покрывало Майи,
И мир к ногам падет
С моих усталых плеч,
Тогда Творец откроет тайну...

В. ПЕТРОВ

Последний-ангел

Последний ангел

Чернобыльская катастрофа – это, возможно, последнее предупреждение человечеству. Техногенная нагрузка на планету Земля достигает такого предела, за которым начнутся необратимые процессы. Картиной «Последний Ангел» я хотел сказать, что нам дается еще один последний шанс: Ангел изливает на опустошенную землю животворную влагу, дающую жизнь, в надежде образумить нас. Ведь среда обитания Человека уже не соответствует не только норме, она не совместима с жизнью вообще и Человечество все сильнее втягивается в экологический водоворот катастрофы глобального масштаба.

В картине «Не подвластны времени» я образно показываю, что все материальное, созданное руками человека, поглощает водоворот времени, и только душа человека сбрасывает оковы материальности и стремится вырваться из этого водоворота. Время над ней властно. Но душа человека находится в материальном теле и не должна бежать панически из материального мира. Она должна развиваться в нем и, только достигнув вершины своего развития, оставить его. Но экология сейчас такая, что мы изгоняем душу преждевременно, как в средние века инквизиция изгоняла бесов из тела с помощью воды и огня.

Наша техническая цивилизация и является той инквизицией, которая уничтожает человечество. Вода отравлена везде – в реках, озерах, под землей, в мировом океане и никакой фильтр не спасет. Вода – величайшая загадка нашей планеты, свойства воды не изучены. Вода и жизнь – синонимы.

А мы пьем коктейль из химических веществ, тяжелых металлов и радионуклидов, разбавленных водой.

Воздух отравлен – в городах не воздух, а смог.

Продукты питания отравлены нитратами, консервантами, генетически изменены. Гербициды, используемые в сельском хозяйстве, обнаружены в печени пингвинов в Антарктиде!

Нить-життя

Нить життя

Все процессы в человеческом организме на уровне клетки – это процессы электротехнические. А как влияет на них громадный искусственно созданный шквал электромагнитных полей, который прямо ворвался в тонко сбалансированную, миллионы лет создаваемую гармонию природной среды и человека?

Ученые говорят, что в последнее время наблюдается все увеличивающийся процесс исчезновения живых организмов – тысячи видов в год. Это цепная реакция вымирания!

В картине «Нить жизни» я хотел сказать, что жизнь – явление космическое. Истоки ее находятся в неизвестных уровнях бытия, проявляясь уже в известных энергетически информационных структурах, закручиваясь в тройную спираль ДНК, охватывает все многообразие живых организмов, усложняясь и дифференцируясь в своих свойствах, порождает Человека. Жизнь, как явление, – вечна!

Но человек, как вид, уязвим. И подвешенный груз экологических проблем к раскачивающемуся маятнику может как лезвие бритвы перерезать тонкую нить жизни. И это лезвие уже слегка коснулось нити – Чернобыль, радиация, резкий рост онкологических заболеваний у детей, разбалансировка гомеостаза Человека.

Квіти,-що-випарувалися

Квіти, що випарувалися

Картина «Испарившиеся цветы» была написана в 1985 году, за год до Чернобыля. Все сжигающий атомный пожар, в виде опускающегося меча испепеляет Землю, сжигается самое красивое – цветы и испарения в виде не родившихся детей устремляются в высь. Меня поразили слова из книги Светланы Алексиевич «Последние свидетели», купленной тогда же: «… и сегодня кому-то хочется большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы». Слова эти были сказаны по другому поводу, в другую эпоху – до чернобыльскую. Но слова пророческие – война началась, точнее, резко проявилась взрывом в Чернобыле. Этот взрыв обнажил фальшивые ориентиры в политике, в науке, в общих критериях, на которых покоится парадигма материальной экспансии человека. Что характерно, но и Чернобыльская катастрофа, и террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке будто взрывной волной прошлись по душам людей – сбросили шелуху обыденности и породили взрывную волну творчества в поэзии, живописи, музыке; трагизм происходящего концентрическими кругами через литературу и искусство передается всему обществу.

В науке существует второй закон термодинамики, который гласит – в замкнутой системе мера хаоса увеличивается. Человечество, как система, не замкнуто, но технический прогресс постоянно усложняет ту материальную среду, которую создает человек: машины, приборы, технологии. Человеку нужна энергия. Человек научился брать энергию из внешней среды, повышая ее энтропию, т.е. меру хаоса.

Торжество-Адама

Торжество Адама

Природе нужно было миллиарды лет, чтобы структурировать себя энергетически. Человек за какие-то несколько сот лет сделал разбалансировку. И в равновесное состояние система Человек- Природа прийти не может, отсюда и надвигающаяся глобальная экологическая катастрофа. Эту идею я отразил в картине «Торжество Адама». Человек пропускает через себя энергию окружающего мира, создает свой глубоко структурированный искусственный материальный мир – разрушая мир естественной Природы.

Человек – это тот узкий канал песочных часов Времени, в верхней чаше которых находится наша планета, разрушаясь (повышая свою энтропию) она перетекает в нижнюю чашу, создавая материальный мир Человека (понижая его энтропию). Но при этом антагонизм только нарастает. И если не будет найден выход, Человеческая цивилизация уйдет в небытие. И никакие безотходные технологии, и иные природоохранные действия, при всей их абсолютной и жизненной необходимости, сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимодействия Человека и Природы, а способны лишь выиграть некоторое время. Пути решения этой проблемы уже актуальны и они лежат в области перестройки понимания роли человеческого разума в общей картине Бытия.

Виктор ПЕТРОВ,

опубликовано «ПЧ» №4/ 2004

Запись была опубликована: (ом) Понедельник, 26 апреля 2004 г. в 12:47
и размещена в разделе Чорнобиль у мистецтві.
Вы можете следить за ответами к этой публикации через ленту RSS 2.0.
Вы можете оставить ответ или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

 

Полный анализ сайта